ЗОЛОТЫЕ УМЕЛЬЦЫ РОССИИ

Тульские златокузнецы, золотые умельцы России - так поэтично, с любовью, с большим чувством уважения и преклонения перед их творчеством говорят о выдающихся мастерах - оружейниках, прославивших Тулу, создавших своими руками, умом и сердцем непреходящие по ценности произведения декоративного искусства, которыми по праву считаются образцы коллекционного холодного оружия.

Посетившая в 1775 г. Тульский оружейный завод императрица Екатерина II в своих "Записках 1775 г." особо отметила "способность мастеров, изделия которых не уступают прославившимся в сем роде иностранным художника".

Для истории оружейной Тулы вторая половина XVIII - XIX в. предстает как период подлинного расцвета тульского декоративного мастерства, который по праву считается золотым веком тульского оружия. Упорный труд многих поколений оружейников, помноженный на природный талант и способность к художественному творчеству дали изумительные шедевры декоративного искусства.





Холодное оружие, украшенное тульскими мастерами в конце XVIII века, также отличается изяществом и необычайной красотой. Клинки тщательно полировали, воронили, частично золотили. Рукоятки нередко вытачивали из дерева прочных пород, а также из рога и кости. В охотничьем тесаке очень удачное контрастное сочетание рукоятки из слоновой кости, окрашенной в чёрный цвет, и светлой фигуры богини охоты Дианы, вырезанной на ней. Поверхность клинка на 1/2 длины воронения с золоченым орнаментом. На рукояти, выполненной из слоновой кости вырезано изображение богини охоты Дианы.



Ножны и рукоять гусарской сабли обтянуты кожей акулы. Использование такого экзотического материала рассчитано на достижение возможно большего художественного эффекта, и не наносит ущерб основной функции оружия. В изделиях этой поры широко применяется воронение, т. е покрытие поверхности льняным, конопляным или другими маслами с последующим медленным прогревом на огне в специальных печах. При этом клинок менял свой цвет: вначале был багровым, а потом появлялась требуемая интенсивность черного, синего, а иногда даже сиреневого цвета. На вороненом клинке изображение гусара с саблей. Спинка рукояти. Передняя защитная дужка, перекрестье и прибор ножен украшены рельефным растительным орнаментом. Ножны и рукоять обтянуты кожей акулы.

На фоне многих великолепно украшенных образцов оружия особое место занимает кавалерийская парадная сабля обр.1827 г., несущая отпечаток подчеркнутой парадности и свидетельствующая о незаурядном таланте и вкусе мастера. Применив привычные исходные материалы и гармонично сочетая в оформлении традиционные приемы украшения, он сумел создать чудо оружейного искусства, полностью отвечающее своему назначению и выдержанное в духе времени. Эфес литой, позолоченный, богато декорированный растительным орнаментом из роз и листьев. На дужках и перекрестье изображены вооруженные воины в доспехах. Вся рукоять, включая гребень, перевита гирляндами из дубовых листьев. Головка эфеса украшена рельефно выполненными розами. Такой же орнамент на устье, обоймицах и наконечнике ножен.

По традиции гости завода оставляли запись в "Книге для внесения имен Высочайших особ и прочих лиц, посещающих Тульский оружейный завод с 21 сентября 1856 г. " Во время таких посещений Высочайшим особам предоставляли возможность принять участие в изготовлении оружия. Об этом свидетельствует описание посещения г. Тулы Их Императорскими Величествами 9 мая 1887 г.

"Их Величества проследовали в музей завода, где находятся как изделия, выделанные на заводе, так и образцы иностранного вооружения…, где изволили осматривать достопамятные ружья, изготовленные в память Императорских посещений. В ствольной мастерской, по установленному обычаю во время царских посещений, их Величества и их Высочества изволили посредством пресса оттиснуть на стволах ружей название завода и год изготовления. Эти стволы будут обделаны в ружья, которые и присоединятся к хранящимся в заводском музее подобным же ружьям, изготовленным в память посещения Государями завода, начиная с Екатерины II".

Автографы Императора Александра III , Императрицы Марии Федоровны и их сыновей Николая и Георгия в "Книге для внесения имен Высочайших особ, посещающих Тульский оружейный завод…" Ручка, которой была сделана запись 9 мая 1887г.

"Золотой век тульского оружия" Л.П. Будаева.

Тульский государственный музей оружия. Тула 2000г.